Экспозиция-презентация проекта Фонда «Фрески Руси»
«Свет фресок Дионисия — миру»
24 февраля — 20 марта 2016 г.
Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина» ЦС ВООПИиК
Адрес: Гагаринский пер., 4/2
тел. для аккредитации прессы: 8(495) 695-07-06,
csvoopik@mail.ru (ЦС ВООПИиК)
8-910-426-81-45, vcfr@bk.ru (Фонд «Фрески Руси»)
.
Пресс-релиз
Современной России – наследнице богатейшей культуры — есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление из тех, что включены в Список Всемирного культурного наследий ЮНЕСКО, мы можем показать всему миру. Показать именно так, чтобы зритель мог сказать: «Мы видим глазами самого художника, сотворившего чудо». Именно эта участь большой отдалённости от культурной столицы не миновала и знаменитые фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. О проекте фотохудожника Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия — миру», который ровно 10 лет назад впервые предстал перед толпами московских ценителей искусства в залах Государственной Третьяковской галереи, за долгие годы его передвижного экспонирования по различным российским и зарубежным площадкам сложилось устойчивое впечатление как о новой жизни Ферапонтовского шедевра.
Нестроения в духовно-политической жизни Москвы в конце XV века побудили самого почитаемого в те годы столичного иконописца удалиться в монастырь, расположенный в небольшой вологодской деревне, где он создал творение, ставшее вершиной выражения духовных и художественных идеалов Святой Руси. На фоне невероятного масштаба утрат произведений этой эпохи, принадлежащих кисти Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и их сподвижников, Дионисию повезло значительно больше. Он был очень плодовит, но сохранилось немногое, а в целостности и первозданности до нас дошли только фрески Ферапонтова монастыря, прославленного благодаря трудам работавшего в нём Дионисия, но по-прежнему остающегося малодоступным для широкой аудитории.
В чём же подлинное значение светоносной стенописи великого мастера, художественные достоинства работ которого сопоставимы с творениями его европейских современников – Микеланджело и Леонардо да Винчи? Могли ли мы, преемники его уникального наследия, понять и оценить гений Дионисия, многие десятилетия видя и изучая его фрески по субъективным копийным интерпретациям или полиграфическим оттискам с искажённой цветопередачей? Не говоря уже о неизбежной фрагментарности знакомства с оригиналом: проблема сохранности древнего памятника ограничивает время рассматривания трёхсот стенописных композиций до 15- 30 минут. Да и возможности увидеть с пола образы, расположенные на большой высоте, невелики. При большом авторитете в узком кругу специалистов, для широкой публики имя великого иконописца так и оставалось на обочине истории, пока не возник материал, позволивший не только говорить, но и видеть воочию, что Дионисий — это не имя, принадлежащее истории культуры Вологодской области или деревни Ферапонтово, а имя России.
Успех выставки и изданий Холдина, бесспорные достижения созданного им материала, казалось, не могли не обратить на себя внимания тех, кто за сохранение великого достояния национальной культуры отвечает перед народом. Ведь создан беспрецедентного уровня и качества материал, позволивший неперемещаемую ценность переместить во времени и в пространстве. И надо сказать, что это произошло в истории искусства впервые, а значит — не с чем сопоставить. Через пять веков Дионисий вернулся в Москву, стал доступен для изучения. Жизнь его творения спустя столетия озаряет нас светом с новой силой, давая возможность иметь доступ к созерцанию замысла великого художника в полноте, недостижимой в месте бережно хранимого оригинала.
Развитие дела не останавливалось даже после трагически оборвавшейся жизни Холдина, создавшего команду единомышленников для его творческого продолжения. Завершение печати Ферапонтовского цикла фотохудожника длилось 8 лет после его трагического ухода. Казалось бы, это — фотография, предполагающая возможность тиражирования. Как понять столь долгий процесс печати? И почему все эти годы поднимается вопрос об уникальности цвето-колористического повтора печати на том качественном уровне, на котором это удалось специалистам, подготовленным Холдиным к завершению начатого им труда? Вопросов много, и они требуют внимательного взгляда и анализа, ведь решены задачи, никогда прежде не возникавшие в истории мирового фотоискусства при выставочном представлении подобных памятников. Высокий художественный потенциал, равно как и просветительская программа работы с проектом, за последние годы оказался широко востребован образовательными учреждениями страны.
Фонд «Фрески Руси», многие годы работающий с проектом «Свет фресок Дионисия — миру», при поддержке ЦС ВООПИиК с 24 февраля по 20 марта 2016 года приглашает всех, неравнодушных к будущему нашей культуры и проблемам образования наших детей, на особую акцию, устраиваемую ради объяснения многих накопившихся о выставке вопросов. Наше приглашение обращено ко всем ценителям русского искусства, особенно — к тем, кто отвечает сегодня за сохранение нашего национального культурного наследия. Мы приглашаем к диалогу, чтобы совместными усилиями найти возможность и обеспечить общедоступность и сохранение полного Ферапонтовского цикла Юрия Холдина для музейного фонда Москвы.
Справка:
Дионисий (от 1430-1440 до 1502-1508)
Творчество Дионисия получает широкую известность и признание современников с шестидесятых годов XV века. Самые ранние из известных работ художника — фрески собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре созданы между 1467 и 1476 годами. В 1481 году Дионисий создает фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Приблизительно в то же время им написаны иконы для деисусного чина Спасо-Каменного монастыря. Во второй половине восьмидесятых годов XV века Дионисий расписывает Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря и создает иконы для иконостасов нескольких церквей этой обители. После 1483 года (точное время не установлено) Дионисий работает над фресками церкви Спаса в Чигасовом монастыре. В 1499/1500 годах им написаны иконы для Павло-Обнорского монастыря: «Спас в силах», «Распятие», «Уверение Фомы». Большая часть работ, известных по историческим источникам, не дошла до нашего времени. Сохранились некоторые иконы его письма. Среди них «Одигитрия» московской церкви Вознесения, «Сошествие во ад», образ «Одигитрии» и другие иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (около 1502). Из приписываемых Дионисию наиболее известны житийные иконы «Дмитрий Прилуцкий» из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексий» из Успенского собора Московского Кремля. В этой связи поистине бесценен дошедший до нас в уникальной сохранности и почти в первозданном виде полный цикл фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502), который расположен в 570 км к северу от Москвы (ныне Вологодская область).
Контактный тел. ЦС ВООПИиК для прессы 8(495) 695-07-06 (Софья Александровна)