Официальный сайт Храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!

Инновационное образование и традиционные нравственные ценности на курсах повышения квалификации Московского института открытого образования

Доклад на III Рождественских образовательных чтениях

Центрального викариатства г.Москвы

26 ноября 2015 г.

Докладчик: диакон Сергий Уваров

 

С 1 сентября 2012 года в 4-х классах московских школ введен новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). По месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет нравственные аспекты предметов «Окружающий мир» и «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература», «Мировая художественная культура». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Модуль «Основы православной культуры» (далее – ОПК) содержит огромные возможности для развития и формирования личности ребенка. Отбор содержания занятия становится одним из ключевых моментов организации урока. Главный критерий – целесообразность включения религиоведческих текстов, образов, фрагментов жития, притч, икон и т.п. с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды. При отборе произведений религиозного искусства, фрагментов текстов духовной литературы, прежде всего, оценивается способность содействовать осмыслению тех проблем, которые определены как ключевые для данного занятия.

Православная культура говорит о людях, верующих в Бога и их представлениях о Боге и человеке. Педагог должен передавать смысл религиозной традиции, не прибегая при этом к прямой проповеди. Это не означает, конечно, что педагог должен относиться к предмету своего преподавания без личных пристрастий и предпочтений. Учитель может опираться на авторитет традиции, но он не должен ассоциировать себя с ней. Здесь уместно использовать высказывания: «С точки зрения Православия…», «Согласно Евангельскому рассказу…», «Православные верят, что…».

Очевидно, что для реализации культурологического подхода учителю требуются такие методические приемы, которые имеют личностно-ориентированный вектор. Какие технологии могут быть признаны эффективными в преподавании ОПК? Те, которые помогут приблизить учеников к пониманию себя как неотъемлемой части традиционной культуры и отечественной истории. Формулировка цели урока должна основываться на ясном понимании того, какие шаги необходимо предпринять учителю, чтобы достигнуть главного – создать условия духовно-нравственного развития личности. Это могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, новое понимание себя.

В зоне особого внимания находится деятельность самого ученика, его развитие. В этом случае меняется даже модальность заданий урока: на смену «вы должны…», «вы обязаны…», «вам необходимо…» приходят «нам предстоит…», «давайте попробуем разобраться…», «я надеюсь, что мы сможем…» и т.п.

Педагог вводит учеников в мир православных ценностей, выявляет смысл православного отношения к миру, человеку и себе. Содержание предмета должно включать все, что нужно человеку для созидания собственной личности. Таково требование личностно-ориентированного подхода, выдвигаемого инновационным образованием на современном этапе.

Современные методисты разрабатывают модели, помогающие учителю, использующему инновационные технологии интерактивного обучения, воздействовать на познавательную сферу учащихся. Технологии развития критического мышления, эвристические беседы, методы моральных дилемм и дискуссий, работа с различными источниками, проектная деятельность, игры, и др. позволяют давать знания, расширять кругозор, формируют необходимые учебные компетенции и т.д., с акцентом непременно на деятельностный подход. Легко и непринужденно учащиеся начинают составлять кластеры, сочинять синквейны, создавать презентации и т.п. Но, выясняется, что не это главное.

Уроки ОПК легко можно формализовать, свести организацию учебной деятельности к поверхностному освоению содержания. В результате интереснейший предмет превращается в обузу и для учителя, и для учеников. Деятельность же учащихся на уроке сводится к запоминанию сложных понятий, фактов, событий, дат, искусствоведческой или религиоведческой информации. Эмоциональная сфера ребенка при таком подходе остается незатронутой. Такая организация учебного процесса может вызвать отчуждение от религиозной культуры, которая призвана волновать, вызывать переживания, приводя к духовному очищению.

Вспомним замечательное высказывание законоучителя о. Евгения Сосунцова: «Воспринятое одной памятью, хотя и сохраняется в душе очень долго, но не оказывает никакого нравственного воздействия на человеческую волю»[1]. Использование современных технологий (работа на макбуках, групповой метод построения урока и т.п.) обеспечивает активность детей на уроке, но при этом качественных сдвигов в духовно-нравственном плане не происходит. Потому что самое главное и самое трудное – это воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а через нее воздействовать на нравственные устои подрастающей личности. Нравственность в этом случае рассматривается как один из важнейших условий развития интеллекта. Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.

Вхождение в культуру возможно, только если деятельность носит осознанный, самостоятельный характер, на основе личностных составляющих образования (мотивации, эмоций, воли, самосознания). В этом случае познавательный маршрут будет выглядеть так: Удивление – Вопросы к самому себе – Поиск ответа на них – Открытие нового. Еще Аристотель в своем трактате «О душе» отмечал, что чувство удивления является побудителем познания. Сходную мысль высказывал и Р.Декарт: познание начинается с удивления, в том числе и познание человека человеком.

Уроки ОПК дают возможность для начала работы в этом направлении, так как знакомят детей с позитивным опытом духовного совершенствования в Православии. Если в раннем возрасте не приобрести правильного отношения к жизни, то человек может попасть в ситуации, в которых ему трудно научиться. На уроках ОПК акцент ставится не на усвоение фактов, а на развитие личности через освоение духовно-нравственных ценностей, способности поставить себя на место другого человека, понять его мысли, поступки.

Из сказанного следует, что для успешного применения описанных инновационных педагогических подходов в сфере начального общего образования и качественного преподавания ОПК учителям требуется дополнительная профессиональная подготовка. С целью обеспечения школ педагогическими кадрами Лаборатория истории и культуры религий мира Московского института открытого образования (далее – МИОО) начала проведение курсов повышения квалификации для учителей Москвы. Несмотря на рекомендации Департамента образования г.Москвы о том, что этот модульный  курс предпочтительно должны  вести преподаватели истории, МХК, обществознания, большинство педагогов, пришедших на курсы – учителя начальной школы. Именно они, в основном, и преподают модульный курс ОРКСЭ в 4-х классах московских школ.

Работа с этими обучающимися показала, что самую большую трудность учителя начальной школы испытывают в преподавании религиозных модулей: терминология, история и культура религий, праздники, устройства культовых сооружений. Многие педагоги никогда не сталкивались с религиозной проблематикой, за исключением курса научного атеизма, прослушанного в студенческие годы. Именно этим и обусловлен наиболее предпочтительный выбор для учителя – модуль «Основы светской этики», так как этот модуль не требует, с их точки зрения, специальной подготовки, а его тематика хорошо известна педагогам начальной школы.

Выяснилось, что многие учителя впервые услышали  правильное и грамотное изложение того, во что верят православные христиане. В основе их представлений лежат различные приметы и суеверия, не только не соответствующие православию, но зачастую резко ему противоречащие. Отсюда вытекает необходимость создания условий, когда риск вульгаризации религиоведческих знаний будет минимален. Школа должна сформировать у детей верно, а не искаженные представления о религиозной и духовной жизни.

Педагоги, которые должны осуществлять духовно-нравственное воспитание на основе ценностей, отраженных в традиционных религиях народов России, сами нуждаются в глубокой переоценке духовно-нравственных ценностей, поэтому могут вынести с курсов МИОО много полезного для себя лично. Лекции о православии, встречи с авторами учебных пособий и с методистами стали для многих учителей первым шагом в знакомстве с православием. Для большого количества педагогов впервые в жизни состоялись беседы со священниками. Большую помощь оказали и православные учебные заведения, которые приняли у себя педагогов светских школ и поделились опытом преподавания ОПК.

Опыт трёх лет преподавания, а значит и выборов, показал, что решающее влияние на то, какой учебный модуль будет изучать школьник, оказывают три стороны – администрация школы, учитель и родители. Родители современных четвероклассников оказались в сложной ситуации, так как впервые в системе образования им предоставлен выбор учебного модуля для своих детей. Многие из них личностно сформировались в период 90-х годов XX века, когда вопросы нравственности практически не затрагивались. Ценностью этого времени стала успешность и выгода любой ценой. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо подойти к этому сознательно, понять, что мы выбираем и что за этим стоит. Опыт трёх лет показал, что родители охотно доверяют свой выбор школе, учителю. Для многих родителей более важным является не то, что будут преподавать их детям – ведь речь идет лишь о 34 часах – а именно кто это будет делать. Личность педагога во многом может повлиять на выбор родителей, особенно, если учитель – классный руководитель.

Педагог, который преподает модуль ОПК, нуждается в помощи. Необходима постоянная работа с педагогом: помощь в учебной и внеклассной работе, консультирование, методическая поддержка. Нужно стремиться к созданию системы постоянного, на регулярной основе, взаимодействия школы и ближайшего прихода. Учитель должен быть уверен, что по любому вопросу – от выбора учебника до беседы с родителями и организации экскурсии – он получит квалифицированную помощь со стороны Церкви. Отрадно констатировать, что в пяти округах столицы идёт активное сотрудничество МИОО с духовенством соответствующих викариатств: это Западный, Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный и Зеленоградский административные округа.

Так как этот предмет – новый для многих учителей, подготовка урока и составления конспекта требуют много времени и сил. Материал большой, множество текстов и заданий, и всего 45 минут урока (а темп у каждого ребенка свой), чтобы увлечь ученика и заинтересовать его. Четвероклассникам тоже очень непросто: помимо других школьных предметов появился ещё один, к которому нужно тщательно готовиться каждую неделю.

Еще одна проблема – использование терминологии, требующейся на уроках ОРКСЭ. Решать эту проблему некоторые учителя пытаются путем чтения методической литературы и консультациями с более компетентными в этом вопросе специалистами. Освоение терминологией требует много времени и знаний. Многие учителя, особенно среднего возраста и сами отмечали недостаточность своей подготовки. Педагог, который будет преподавать такой тонкий и сложный предмет, должен быть профессионалом, глубоко знающим и владеющим соответствующей методикой.

Первые обучающиеся приходили на курсы с резко негативным отношением к предмету и к повышению квалификации вообще. Некоторые учителя начальной школы демонстрировали явное нежелание обучаться, требовали формальной выдачи удостоверения. Сложности в освоении религиоведения подталкивают учителей начальной школы к выбору модуля «Основы светской этики», а также к убеждению родителей в таком же выборе, что, на самом деле, незаконно, да и сам этот модуль таит множество подводных камней.

Нежелание учиться, проходить тесты, готовить зачетные работы, с одной стороны, указывает на привычку формально проходить повышение квалификации, а, с другой стороны, демонстрирует неготовность многих учителей к освоению принципиально нового предмета. Аргументы выдвигаются самые разные: от большой загруженности на работе до семейной ситуации. Во всех учебных группах по ОРКСЭ наблюдались попытки одного учителя расписаться в регистрационном листе за себя и своих коллег. Да и те, кто приходил на учебу, часто вообще не были расположены слушать лектора: проверяли тетради, общались при помощи телефона, читали журналы и даже вязали. Учителя исходили из того, что формальное присутствие на занятиях – самое важное для получения удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.

Огромные сложности вызвало использование дистанционной поддержки, некоторые вообще не считали необходимым открывать материалы, расположенные на соответствующих порталах. При прохождении тестов применялись все хорошо известные учителям способы некорректного тестирования: от банального списывания до подмены тестируемого.

Активное имитирование учебной деятельности вызывается еще и устойчивым мнением, будто работа с детьми четвертого класса не требует специальных знаний, или что про религию и этику все и так всё знают. Когда учителя приступили к подготовке уроков курса, выяснилось, что ОРКСЭ – только на первый взгляд простой предмет. Преподавание уже в четвертом классе требует компетенции и методического опыта. Даже опытные педагоги сталкивались с трудностями методического характера: как организовать работу детей в группах, как поступить, если на уроке присутствуют дети из семей, исповедующих разную религию, как помочь в освоении предмета тем ученикам, для которого русский язык – не родной. Учителя, серьезно подошедшие к повышению квалификации по модульному курсу ОРКСЭ, отметили недостаточность 72 часов для того, чтобы добросовестно преподавать этот предмет. В своих работах учителя говорили о необходимости многочасовой подготовки к уроку, связанные с привлечением многих источников, освоением терминов, подбором материалов к уроку и особой подготовкой в том случае, когда на занятия приходит один или два ребенка.

Разговор о религии и нравственности – дело очень сложное и весьма деликатное. Следует признать правоту тех, кто считает, что нет учителя ОРКСЭ, а есть преподаватель модуля: например, «Основы мировых религиозных культур». Профильная подготовка должна проводиться по соответствующим модулям. В каждой московской школе должно быть три преподавателя тех модулей, которые в основном выбирают в столице: педагоги по «Основам светской этики», «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».

На первом этапе подготовки обучающимся предлагалось в качестве зачетной работы написать небольшое эссе в свободной форме. Эта форма вызвала у некоторых трудности: вместо собственных размышлений приходили материалы, полностью скачанные из Интернета. Анализ присланных  эссе показал, что есть преподаватели, которые сознательно или несознательно допускают возможность транслирования на уроках ОРКСЭ идей деструктивных религиозных организаций различного толка, что вообще недопустимо в школе. Некоторые учителя проявляют воинственную антирелигиозную позицию, полагают, что изучение ОРКСЭ будет способствовать разжиганию межнациональных конфликтов на религиозной почве. Звучали мысли и о дополнительной нагрузке на учителя и ученика, о бесполезности и даже вредности данного курса. Понятно, что все это – результат неправильного понимания цели и задач курса, отсутствия базовых знаний основ религиозной культуры и этики. В культурологическом и светском предмете учителя увидели лишь формальную необходимость, навязанную административными методами или агрессивную пропаганду религии в общеобразовательной школе.

На курсах повышения квалификации учитель получал общие знания по вопросам преподавания ОРКСЭ. Программы, конспекты уроков разработаны – их можно найти в Интернете, но прежде чем этим пользоваться, необходимо самому разобраться в этом материале. В идеале предполагалось, что в каждой школе с течением времени появятся специалисты по каждому модулю. Именно поэтому МИОО была подготовлена дальнейшая система повышения квалификации для учителей ОРКСЭ. Прошедшим первую ступень подготовки, предлагалось пройти обучение объемом 144 часа по избранной тематике. Для знакомства с методикой преподавания предмета организуются семинарские занятия на базе московских школ, в том числе и с русским этнокультурным компонентом. На этих мероприятиях учителя могли посетить открытые уроки и познакомиться с возможностями музейной педагогики.

Курсы «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» предполагают помимо лекционных занятий – посещение храмов и монастырей Москвы, беседы со священниками и богословами. Для обучающихся проводятся экскурсии в Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева. Некоторые группы занималась на базе Новоспасского и Донского монастырей. В формате курсов проводятся семинары и мастер-классы. В поддержку учителя работает портал: http://mioo.seminfo.ru/ , где размещены основополагающие документы и методические материалы, в том числе и лучшие разработки слушателей курсов МИОО.

Обучающиеся на курсах могут принять участие в конкурсах, которые проводит Кафедра истории и культуры религий народов России. Таких мероприятий традиционно бывает два: это Московский открытый конкурс «Лучший учитель Православной культуры» и Открытый московский городской конкурс проектно-исследовательских работ учащихся по социально-гуманитарным дисциплинам «Изучение истории и культуры религий мира». Работы были приняты к публикации в изданиях кафедры и на сайте МИОО. Среди ученических конкурсов следует назвать Общероссийскую олимпиаду школьников по Основам православной культуры (http://pravolimp.ru/).

Кафедра истории и культуры религий народов России стремится оказать учителям Москвы всевозможную методическую помощь. В издательстве «Русское слово» в 2013 году вышел учебник «Основы православной культуры». Двое из четырёх его авторов являются сотрудниками МИОО. В помощь учителю создан учебно-методический комплекс, состоящий из программы курса, методического пособия и рабочей программы. Рабочая тетрадь к этому учебнику стала финалистом Московского регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2014 году. Все эти материалы заслужили положительные отзывы со стороны практикующих учителей. Кафедра ЮНЕСКО МИОО выпустила и рабочую тетрадь по «Основам светской этики».

Подготовлена книга для учителя в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» (в двух томах, издательство МИОО – Этносфера). Готовятся рабочие тетради по светской этике и по основам мировых религиозных культур, а также методические пособия по основам буддистской культуры, основам исламской культуры и основам иудейской культуры. Все тексты проходят согласование с представителями соответствующих религиозных объединений

В 2014-2015 учебном году модуль «Основы православной культуры» стал вторым по числу выбравших его в Москве. Этот модуль – не только для православных. Многие родители и учителя стали осознавать очевидную пользу для детей от знакомства с культурой и традициями государственно-образующей религией.

Сегодня в российском календаре отмечены государственно-религиозные праздники. Знание их истории и традиций, понимание значения ориентируют ребенка в современном социуме, делает его сопричастным к богатой истории своей страны. Православная культура лежит в основе русского языка и классической русской литературы. Знакомство с ней дает возможность ученику лучше понимать и ближе познакомиться с  церковной архитектурой, живописью и иконописью.

Изучение модулей ОРКСЭ имеет еще одну важную задачу – преодоление сложившихся в обществе стереотипов о религии и о людях, живущих в религиозной традиции.

В недалеком прошлом признание своей причастности к любой религиозной культуре носило исключительно негативный характер. Верующий человек воспринимался как малограмотный, бескультурный, ущербный. Но, на самом деле, вера в Бога нисколько не мешала многим выдающимся деятелям отечественной науки и культуры совершать открытия и создавать замечательные произведения искусства. Именно вера способствовала проявлению истинного патриотизма, совершению героических поступков, сохраняла семью и человеческое достоинство. На простых, понятных, но великих примерах отечественной истории дети учатся истинному пониманию патриотизма, любви к Родине, служению во имя ее процветания. Сергий Радонежский, Александр Невский, патриарх Гермоген, епископ Лука (Войно-Ясенецкий) – яркие образцы такого служения.

Другим искаженным стереотипом является представление о приниженном положении женщин в религиозных традициях. Это не так – наоборот, все религии устанавливают уважительное отношение к родителям, особо выделяя важнейшую роль жены и матери. Представление о роли женщин в религиозном обществе как второстепенной, с одной стороны, и вовлечение женщин в общественную и трудовую деятельность с другой – способствует размыванию образа женщины и искажению ее роли. Негативное отношению к целомудрию, социальное одобрение, в том числе, и с помощью СМИ и массовой культуры, внебрачных отношений формирует духовный мир, внешний вид и поведение молодых людей по отношении друг к другу и обществу.

К сожалению, преподавать предметы религиозной направленности часто стремятся именно те педагогические работники, которые сами является сторонником запрещенных к транслированию в школе направлений. Понятно, что без помощи специалистов из религиозных организаций здесь было бы не обойтись. Помощниками и партнерами МИОО стали  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт этнологии и антропологии РАН. МИОО работал в тесном контакте с представителями мусульманской, еврейской и армянской общественности, католиками, старообрядцами. Во всех случаях МИОО находит поддержку и понимание в том, что формировать духовно-нравственный мир детей надо на основе истинных ценностей. Причем, на пути к ним встанут особенности современного общества, когда в информационном  потоке не только ребенку, но и взрослому трудно отличить правду от сознательного обмана. Чем можно защититься? Только знаниями.

При работе на курсах по методике преподавания модулей ОРКСЭ МИОО тесно сотрудничает с религиозными организациями, например, с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, ОРОиКом московской городской епархии. О каждой религиозной культуре обучающимся рассказывали те специалисты, которые сами относят себя к этой культуре. Неверно сказанное слово, некорректно расставленные акценты не только задевают чувства верующих семей, но и неизменно снижают авторитет учителя в глазах учеников и их родителей. Приведу лишь два примера: на конкурс «Изучение истории и культуры религий мира» была подана презентация учителя, хорошо сделанная с точки зрения методики, но в ней педагог утверждал, что «Главный храм иудеев – Храм Гроба Господнего, потому, что он находится в Иерусалиме …». На одном из открытых уроков учительница говорила, что главное в Рождестве – это гадания, а главная святыня христиан – стена плача в Вифлееме. Понятно, что это не только не способствовало авторитету учителя, но и обижало детей из семей как христианских, так и еврейских.

Было и множество других случаев. Тем обучающимся, кто демонстрировал, например, эзотерическое мировоззрение, было отказано в выдаче свидетельства. При подготовке к преподаванию ОРКСЭ, на разных этапах было отчислено более двадцати слушателей по причине их принадлежности к религиозным организациям деструктивного характера, в то числе и признанным экстримистскими по решению суда: Концепция общественной безопасности (КОБ), Свидетели Иеговы, Древнерусская инглингнистическая церковь православных староверов-инглингов, секта Сан Мен Муна, последователи культа Рерихов (Агни-йога), секты неопротестантской и неоиндуистской направленности. И на каждую такую работу было написано экспертное заключение при участии представителей религиозных объединений.

Не имея достаточных знаний, педагоги часто становятся жертвами ложных и опасных идей, а значит, не могут сформировать у ученика устойчивость к идеям религиозного экстремизма и деструктивных сект. Иногда и сами учителя нуждаются в серьезно помощи. Так, одна обучающаяся на курсах МИОО, татарка по национальности, попала под влияние одной из идеологий восточного толка. С привлечением представителей исламской общественности ей удалось помочь.

Есть еще один аспект, который стоит затронуть. Иногда источником экстремистских и псевдорелигиозных настроений является семья ученика. Умение правильно вести разговор с такими родителями и детьми, вовремя увидеть опасность и предотвратить ее,  педагогу помогают  именно знания в области религиоведения. Только при отсутствии знаний, а, значит, уважения и понимания, межличностный конфликт в детской и молодежной среде может приобрести межнациональную или религиозную окраску. Именно для преодоления этой ситуации необходимо, на наш взгляд, взаимодействие сотрудников системы образования и образовательных учреждений с религиозными объединениями.

Такой опыт уже есть. Соглашение о сотрудничестве между ДОгМ и РПЦ  подписано 24 апреля 2012 г.  В декабре того же года соглашение о совместной деятельности было подписано ректором МИОО А.Л.Семеновым и Председателем ОРОИК митрополитом Меркурием. На основе этих соглашений кафедра Истории и культуры религий народов России успешно сотрудничает с Русской Православной Церковью по различным направлениям и, прежде всего, в целях формирования духовно-нравственных ценностей и устойчивости к воздействию экстримистских идей. В помощь учителю и для всех желающих в 2015-2016 учебном году предлагается курс «Педагогические основы профилактики вовлечения учащихся в деструктивные религиозные объединения и культы».

Еще один важный вопрос, связанный с курсом ОРКСЭ – это перспектива. Понятно, что нравственности невозможно обучить за 34 часа. Отождествление учителя четвертого класса с учителем ОРКСЭ неверно в своей основе. Сложный по содержанию и деликатный по форме, этот предмет должны вести преподаватели-специалисты и энтузиасты. Пока этот предмет ведётся только в 4 классе, слишком велик риск формального к нему отношения. Необходима единая система духовно-нравственного воспитания, последовательно реализуемая на всех ступенях школьного образования. Представляется разумным на этапе средней и старшей школы сохранить модули, знакомящие с культурой одной из традиционных религий России (православия, ислама, иудаизма и буддизма) и курс гражданской этики, включающей в себя и обзор основ мировых религиозных культур. Поступательное изучение в каждом классе этих предметов постепенно устранит все проблемы, связанные с введением курса. Только систематическая работа может принести достойные плоды по сохранению национальной идентичности в условиях современного глобального мира.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что МИОО действительно оправдывает своё название: он открыт не только современным инновационным подходам в образовании, но и к сотрудничеству с РПЦ, её институтами, духовенством и представителями богословской науки. Хочется верить, что стараниями этих людей приходящие на курсы повышения квалификации педагоги заново откроют для себя мир православной культуры, её красоту и глубину, начнут проявлять к ней интерес и, возможно, встанут на путь воцерковления. А это значит, что такие расположенные к преподаванию ОПК учителя общеобразовательных школ окажут существенное влияние на увеличение выбора данного модуля нашими гражданами.


 

[1] Свящ. Сосунцов Е.Ф. Библиографический обзор учебников по Закону Божию. — 1915, с.18.